Проблема выявления специфики профессиональной Я-концепции иностранных студентов с разным уровнем межкультурной адаптации является одной из наиболее важных в современной социальной психологии. На настоящий момент развития отечественной и зарубежной психологической науки существует довольно много работ, направленных на изучение профессиональной Я-концепции (Е.В. Воротникова, Е.И. Головаха, А.Е. Голомшток, С.Т. Джанерьян, Л.Н. Кубашечева, Л.В. Рыкман). Однако пока нет единой позиции по поводу определения профессиональной Я-концепции, ее структурных и содержательных компонентов, места в целостной структуре личности человека, особенностей развития на разных возрастных этапах.На наш взгляд, возможным разрешением указанных вопросов является обращение к общеметодологической разработке проблемы профессионального самоопределения, компонентом которого является профессиональная Я-концепция личности. Подобное фундаментальное общеметодологическое рассмотрение профессионального самоопределения личности представлено в работах С.Л. Рубинштейна. Проблема профессионального самоопределения личности рассматривалась им в контексте детерминации, в свете известного выдвинутого им принципа – внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. Профессиональное самоопределение выступает в этом контексте как самодетерминация в отличие от внешней детерминации. Таким образом, по мнению С.Л. Рубинштейна, в понятии профессионального самоопределения выражается активная природа "внутренних условий", через которые преломляются внешние воздействия. На наш взгляд, данное положение С.Л. Рубинштейна очень важно для понимания природы профессионального самоопределения и его компонентов, одним из которых является профессиональная Я-концепция личности.  Человек сознательно вырабатывает определенное отношение к миру профессий и себе как будущему специалисту. Так, профессиональное самоопределение представляет собой становление человека как субъекта собственного саморазвития посредством выработки обобщенного отношения к миру профессий и к себе в этом мире. Таким образом, С.Л. Рубинштейн обращал внимание на сознательное профессиональное самоопределение, которое связано с понятиями "отношение" и "позиция", поскольку, по его мысли, в позиции обобщаются и сводятся в систему разрозненные отношения индивида к изменяющимся условиям жизнедеятельности. Данное положение особенно актуально в вопросе исследования профессиональной Я-концепции как компонента профессионального самоопределения иностранных студентов. Осознанный выбор будущей специальности, понимание ее положительных и отрицательных сторон, разнообразные представления о личностных особенностях специалистов данной профессиональной области, на основе которых формируется отношение к будущей профессии, составляют содержание профессиональной Я-концепции иностранных студентов и их профессионального самоопределения в целом. Таким образом, рассмотрение профессиональной Я-концепции иностранных студентов с точки зрения субъектно-деятельностного подхода, предложенного С.Л. Рубинштейном, позволяет исследовать наиболее вероятные факторы, влияющие на ее сформированность – внутреннюю активность, самостоятельность и ответственность, обращенность к поиску задач самоопределения, средств их успешного решения. Это открывает перспективы повышения эффективности психологического сопровождения выбора будущей профессии, формирования профессиональной Я-концепции на различных этапах обучения в вузе, профессионального роста иностранных студентов.

В русле субъектно-деятельностного подхода, на наш взгляд, решается и другой вопрос, неизменно встающий перед исследователями профессиональной Я-концепции – проблема её формирования. С точки зрения С.Л. Рубинштейна, профессиональное самоопределение – многоступенчатый длительный процесс конструирования личностью индивидуальных ценностей и смыслов будущего или уже выполняемого труда, проявляющийся во внешнем плане в виде многократных выборов и принятия решений относительно планирования, осуществления и коррекции своего профессионального развития. Таким образом, профессиональная Я-концепция как компонент профессионального самоопределения формируется не единовременно, а в течение указанного выше процесса, проходя определенные этапы развития и формирования.

В условиях развёртывающихся во всём мире интеграционных процессов каждый народ осознаёт себя неотъемлемой частью общекультурного мира. Сейчас невозможно ограничить политическую, экономическую и культурную жизнь подавляющей части народов Земли рамками национального государства, избежав контакта с соседними народами. По этой причине, на наш взгляд, очевидна актуальность исследования проблемы психологической адаптации молодежи при смене социокультурной ситуации, а конкретнее учащейся молодежи за рубежом, как наиболее активной части населения  в плане миграции. Вопрос о методологической основе изучения процесса адаптации иностранных студентов к инокультурной среде, на наш взгляд, необходимо рассматривать, опираясь на предложенное С.Л. Рубинштейном положение о единстве личности и общества, активном характере этого взаимодействия. Данное положение позволяют раскрыть сущность процесса адаптации как выражения единства взаимодействующих сторон – человека и социальной среды. В основе подобного единства лежит активность социальной среды и активность личности, ориентированная на познание окружающего мира, выработку четких принципов и определенных способов взаимодействия, дающих возможность и приспособиться к изменившимся социальным условиям, и преобразовать их по мере необходимости. Такое понимание основных характеристик деятельности личности в процессе ее межкультурной адаптации акцентирует внимание на самом субъекте адаптации.

Опираясь на рассмотренный выше субъектно-деятельностный подход С.Л. Рубинштейна, мы осуществили исследование специфики профессиональной Я-концепции иностранных студентов с разным уровнем межкультурной адаптации. Под спецификой профессиональной Я-концепции иностранных студентов мы понимаем те ее особенности, которые характерны для молодых людей при определенном уровне межкультурной адаптации – дифференцированность и степень позитивности профессиональной Я-концепции. Помимо указанного методологического подхода в качестве основополагающего в нашем исследовании выступал принцип единства сознания и деятельности, разработанный С.Л. Рубинштейном. Данный принцип выражается в том, что сознание и все психические свойства индивида в его деятельности не только проявляются, но и формируются. Реализация данного принципа в нашем исследовании предполагает рас­смотрение единства специфики профессиональной Я-концепции и  адап­тивного поведения иностранных студентов.

Объектом  исследования выступала профессиональная Я-концепция личности. Предметом – специфика профессиональной Я-концепции иностранных студентов с разным уровнем межкультурной адаптации. В качестве гипотезы исследования выступало следующее предположение: профессиональная Я-концепция иностранных студентов с разным уровнем межкультурной адаптации обладает спецификой, а именно: учащиеся с высоким уровнем межкультурной адаптации обладают более дифференцированной и позитивной профессиональной Я-концепцией по сравнению с учащимися, имеющими средний и низкий уровни межкультурной адаптации. На проверку гипотезы работы было направлено эмпирическое исследование, цель которого состояла в изучении специфики профессиональной Я-концепции иностранных студентов с разным уровнем межкультурной адаптации. В качестве базы эмпирического исследования выступали Воронежская  государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко и фармацевтический факультет Воронежского государственного университета. Объектом эмпирического исследования являлись иностранные студенты 20–24 лет, обучающиеся на 3–4 курсах данных высших учебных заведений. Общий объем выборки составил 120 испытуемых.

На основе проведенного исследования были получены следующие результаты.

Наша гипотеза о том, что иностранные студенты с высоким уровнем межкультурной адаптации обладают более позитивной профессиональной Я-концепцией по сравнению с иностранными студентами, имеющими средний и низкий уровни межкультурной адаптации, статистически не подтвердилась. Нами не было выявлено наличие специфики профессиональной Я-концепции иностранных студентов с разным уровнем межкультурной адаптации в отношении позитивности по методике «Личностный дифференциал», так как результаты оценки значимости различий в степени позитивности профессиональной Я-концепции по t-критерию Стьюдента между группой учащихся с высоким, средним и  низким уровнями межкультурной адаптации по факторам «Оценки», «Силы», «Активности» попали в область допустимых значений.

На основе качественного анализа вербальной продукции, полученной с помощью методики «20 утверждений», мы установили, что учащиеся с высоким уровнем межкультурной адаптации обладают более позитивной профессиональной Я-концепцией по сравнению с учащимися, имеющими средний и низкий уровни межкультурной адаптации. Однако не установили статистически значимых различий в позитивности профессиональной Я-концепции у иностранных студентов с разным уровнем межкультурной адаптации по t-критерию Стьюдента (α=0,05). На основе качественного анализа изобразительного материала, полученного с помощью методики «Рисунок себя как будущего профессионала», мы установили, что учащиеся с высоким уровнем межкультурной адаптации обладают более позитивной профессиональной Я-концепцией по сравнению с учащимися, имеющими средний и низкий уровни межкультурной адаптации. Однако не установили статистически значимых различий в позитивности профессиональной Я-концепции у иностранных студентов с разным уровнем межкультурной адаптации по t-критерию Стьюдента (α=0,05). Наша гипотеза о том, что иностранные студенты с высоким уровнем межкультурной адаптации обладают более дифференцированной профессиональной Я-концепцией по сравнению с иностранными студентами, имеющими средний и низкий уровни межкультурной адаптации, статистически подтвердилась. Содержание дифференцированности профессиональной Я-концепции иностранных студентов мы рассматривали с помощью контент-анализа данных методики «20 утверждений». Мы выделили среди ответов испытуемых следующие категории: физическое Я, социальное Я, рефлексивное Я, океаническое Я.

Итак, в ходе исследования наша гипотеза о том, что профессиональная Я-концепция иностранных студентов с разным уровнем межкультурной адаптации обладает спецификой, статистически подтвердилась. Она полностью подтвердилась в той части, которая касается предположения о том, что учащиеся с высоким уровнем межкультурной адаптации обладают более дифференцированной профессиональной Я-концепцией, чем учащиеся со средним и низким уровнями. Та часть гипотезы, которая касается позитивности профессиональной Я-концепцией, статистически не подтвердилась, и может быть уточнена только качественно. На наш взгляд, второй аспект выдвинутой нами гипотезы, вероятно, не нашёл статистического подтверждения в силу действия факторов социальной желательности. Возможно, иностранные студенты испытывают чувство ответственности перед семьёй, которая возлагает надежды на них как будущих специалистов на родине. По этой причине они склонны демонстрировать положительное отношение к выбранной профессии, подчёркивать её важность в социальной жизни, отмечать в себе некоторые профессионально важные качества, испытывая трудности в адаптации к инокультурной среде в силу отсутствия интереса к приобретаемой специальности, положительной мотивации и стремления получать образование по ней, нежелания ради обучения покидать родную этносреду. Это можно объяснить с позиции субъектно-деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна. Вероятно, иностранные студенты с негативной и слабодифференцированной профессиональной Я-концепцией в силу отсутствия желания обучаться в вузе по выбранной специальности являются пассивными по отношению к чужой этнокультурной среде. Они не стремятся налаживать контакт с ее представителями, не изучают иностранный язык, что затрудняет не только их адаптацию, но и обучение в иностранном вузе. Таким образом, специфические особенности профессиональной Я-концепции (отрицательный полюс и слабая дифференцированность) выступают в единстве с адаптивными возможностями студентов-иностранцев, что является выражением принципа единства сознания и деятельности, разработанного С.Л. Рубинштейном.

Литература:

  1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – Ростов н/Д, 1996. – 225 с.
  2. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. – М., 1996. – 256 с.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.,  2000 – 712 с.

 

Опрос
Вы встречались с психологом?
 
Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
 216 гостей на сайте
Баннер